США, 1995, драма
Режиссер: Скотт Кэлверт
Актеры: Леонардо ДиКаприо, Лоррэйн Бракко, Эрни Хадсон, Бруно Кирби, Винсент Пасторе, Марк Уолберг, Рой Купер

Рейтинг ВсёТВ (8/10)
 
Фильм поставлен по действительной истории, описанной в автобиографическом романе Джима Кэрролла. Рассказ ведется от лица главного героя и автора "Дневников баскетболиста", шестнадцатилетнего подростка, играющего в эту игру и пишущего хорошие стихи. К несчастью, он и его друзья увлекаются наркотиками...  и далее следует жуткая картина падения, описанная с убийственным натурализмом, без всякой романтики и оправданий. Первая серьезная роль в кино Л.Ди Каприо
ДНЕВНИК БАСКЕТБОЛИСТА (БАСКЕТБОЛЬНЫЕ ЗАПИСКИ)
/BASKETBALL DIARIES, THE/
Драма
США
1995; 1,40;
Режиссер: Скотт Кэлверт /Scott Kalvert/
В ролях: Леонардо ДиКаприо /Leonardo DiCaprio/, Бруно Керби /Bruno Kirby/, Лоррэйн Бракко /Lorraine Bracco/, Эрни Хадсон /Ernie Hudson/, Пэтрик МакГоу /Patrick McGaw/, Джеймс Мэдио, Марк Уолберг /Mark Wahlberg/, Бартон Хеймор, Рой Купер /Roy Cooper/, Винсент Пасторе /Vincent Pastore/, Джимми Папирис
Эта картина поставлена по автобиографическому роману культового американского поэта, писателя и музыканта Джима Кэрролла. Авторы фильма, правда, перенесли действие из 70-х годов, описанных в романе от лица подростка Джима Кэрролла, в 90-е, однако проблема наркотиков, затронутая в книге Кэролла, отнюдь не стала менее острой по прошествии двадцати лет…

16-летний Джим Кэрролл и трое его закадычных дружков - Микки, Педро и Нейтрон - живут в небогатом нью-йоркском квартале, учатся в обычной школе и играют за родную школу в баскетбол. Правда, «родной» эту школу можно назвать лишь с издевкой: учиться ребята не хотят и терпят измывательства учителей только из-за любимой игры. Ведь именно баскетбол может стать их пропуском в «большую жизнь»: многие колледжи и университеты заинтересованы в том, чтобы в числе их студентов были хорошие спортсмены. ...Когда-то их было пятеро, но после того, как у Бобби обнаружили белокровие, и он попал в больницу, пятерка превратилась в четверку. Все свободное время неразлучный квартет баскетболистов шатается по улицам. Дома делать нечего, там скука и одиночество. У Джима нет отца, а мать все время работает, мать Педро - проститутка, а Микки вообще сирота. Предоставленные самим себе, ребята пьют, курят, хулиганят, посещают стриптиз-бары, воруют по мелочам. Пока по мелочам…

Однако, несмотря ни на что, юный Джим тянется к творчеству. Он пишет стихи, пронизанные яркими образами и причудливыми метафорами. А еще Джим ведет дневник - «Дневник баскетболиста», в который заносит свои мысли и впечатления… Но, видимо, нельзя безнаказанно вести жизнь уличной шпаны. В конце концов она приводит Джима и его друзей к наркотикам. Вот как об этом рассказывает Джим: «Я был в подвале у Педро. Кого там только не было! Я пришел подышать из мешка, а один мне и говорит: «Раз уж дышишь, то и заглотить можешь, а раз уж глотаешь, то можно и уколоться». Иглы нагоняли на меня страх, но… я сдался… По телу пробежала долгая горячая волна. Боль, зуд, грусть, чувство вины - все прошло…» День за днем ребята привыкали к наркотикам. Скоро они почувствовали, что потребность получать кайф от «дури» становится непреодолимой. «Поначалу ты делаешь это только по субботним вечерам и чувствуешь себя как крутой гангстер с помповым ружьем. Ты разгоняешь тоску. Потом начинаешь к этому привыкать. Тебе так хорошо, что ты начинаешь делать это по вторникам, по средам. А потом все - ты готов! Все уверены, что с ними этого не произойдет. Но это происходит…»

Наркотики требовали денег, а денег не было, и ребята стали грабить на улицах. Для Педро и Микки это было естественным, ни о чем другом они и не думали, а вот Джим болезненно переживал то, что он превращается в преступника. Это чувство стало особенно острым после смерти его лучшего друга Бобби. Болезненное ощущение собственного бессилия и неспособность что-либо изменить заставили Джима обратиться за советом в церковь, но это привело его лишь к новому разочарованию: неужели ему поможет, если он десять раз произнесет молитву «Аве Мария» и пять раз «Отче наш» в качестве епитимьи за грехи, о которых исповедник даже не захотел слушать? Нет, конечно. Это всего лишь пустая и смешная формальность... И Джим продолжал все глубже и глубже погружаться в болото наркотического дурмана, используя любую возможность, чтобы достать «колеса» или порошок. Когда-то он принимал наркотики только для того, чтобы «взбодриться» перед игрой. Теперь же для него ничто не имело значения - когда и где, что и с кем… Баскетбольный ас скоро растерял все свои лучшие качества, утратил форму, стал плохо ориентироваться на площадке. На каждой тренировке Джим бегал в туалет, чтобы «подкрепиться».

«Из носа течет, а в животе черт-те что творится. Ноги дрожат, будто ты отыграл шесть игр одну за другой. А в ушах звенит все одно и то же: «Ну, еще разочек! А потом - завязывай…» Ты думаешь, что стоит только захотеть, и ты бросишь. Но это как сон, а сон нельзя остановить. Он продолжается и продолжается, и ты вдруг понимаешь, что бессилен…» Мяч, с которым раньше Джим обращался лучше любого жонглера, теперь валился у него из рук. А на одном ответственном матче Джим и сам повалился на пол, полностью потеряв всякую способность действовать. (Кстати, во время этого последнего матча за кадром звучит музыка группы «The Doors», лидер которой Джим Моррисон, умерший от передозировки наркотиков, оказал огромное влияние на поколение 70-х.) Джима Кэрролла выгоняют из команды и исключают из школы. Он пускается во все тяжкие, практически не выходя из состояния наркотического опьянения. Чтобы достать деньги, Джим даже занимается проституцией. После жуткого скандала с матерью он уходит из дома. А вскоре Джим и его друзья один за другим (кроме вовремя «отколовшегося от коллектива» Нейтрона, ставшего звездой баскетбола) попадают в тюрьму. Во время ограбления магазина полиция арестовывает «прибалдевшего» Педро. За непреднамеренное убийство оказывается в камере Микки. Джим ломится к матери и требует денег, а та вызывает полицию. Юный Кэрролл получает шесть месяцев тюрьмы…

Как ни странно, но именно тюрьме Джим обязан своим спасением. За решеткой он едва не умер во время жуткой ломки. А потом ни разу не притронулся к наркотикам. Выйдя на свободу, Джим Кэрролл, в отличие от своих друзей, вернулся к нормальной жизни и стал членом Общества по борьбе с наркотиками… Вот такую жестокую, безжалостную и грустную историю рассказывает эта картина, живописующая страшное бытие наркоманов с потрясающим натурализмом и откровенностью. Главную роль в фильме исполнил молодой, но уже известный актер Леонардо Ди Каприо, между прочим, выдвигавшийся в 1994 году на «Оскар» за роль в картине «Гилберт Грэйп». Правда, подлинный успех пришел к Леонардо лишь в 1996 году, когда он сыграл в «Ромео и Джульетте», а феноменальная слава обрушилась на него еще через год - после «Титаника».

Кстати, до Леонардо на роль Джима Кэрролла был утвержден другой актер - Ривер Феникс. Но, увы, он умер совсем молодым… от передозировки наркотиков. И еще одно немаловажное обстоятельство: о фильме «Дневник баскетболиста» неожиданно вспомнили спустя несколько лет со дня премьеры, после того, как в одной американской школе ученики расстреляли своих одноклассников. Дело в том, что в картине есть сцена, где герой Леонардо в своем наркотическом сне эффектно расстреливает из ружья ненавистных ему учеников и преподавателя. Опасаясь за свою репутацию, Леонардо Ди Каприо был вынужден публично объявить, что он против насилия в кино.(movie.ru)