Удивительно другое: Леонардо ДиКаприо, с его несколько декадентской внешностью, не очень пропорциональной фигурой, с неулыбающимися глазами, еще десять-пятнадцать лет назад мог бы играть исключительно роли отрицательных героев. Всяких там голливудских мальчишей-плохишей: торговцев наркотиками, развратителей и сожителей... Причем самого ДиКаприо, по его собственному признанию, более притягивают именно такие персонажи!

Тем не менее сегодня Леонардо ДиКаприо- Всемирный Герой-Любовник Номер Один. Фанаты и фанатки признаются ему в любви через Интернет, где одна из страниц так и называется: Totally DiCapitated, то есть - "ДиКапитально Чокнутые". Журнал People в 1997 году присвоил ему титул "Одного из пятидесяти самых красивых людей нашей планеты".

Прихоть судьбы? Мода на все декадентское, характерная для конца века и конца тысячелетия? "Ромео и Джульетта эпохи MTV" - так называли пишущие острословы картину Бэза Лурманна, принесшую ДиКаприо мировую популярность. Тридцать лет назад всем памятный фильм Франко Дзеффирелли покорил миллионы сердец, и там тоже - по странному совпадению - роль Ромео играл исполнитель с таким же именем: то был британский юноша Леонард Уайтинг. Нет, не случайно все же имя в человеческой судьбе! Кстати, ДиКаприо выбрал его... сам.

Родители Леонардо любят рассказывать, как они, следуя старинному рецепту ("Чтобы ребенок был красивый и талантливый, нужно, чтобы мать во время беременности смотрела на красивые вещи и произведения искусства"), поехали в Италию, где его будущая мама пришла в галерею Уффици и там остановилась в размышлении о возвышенном перед картиной Леонардо да Винчи. Толчок дитяти в утробе прервал медитацию, что было воспринято ею как знак - то ли свыше, то ли изнутри... Итак, 11 ноября 1974 года новому жителю Лос-Анджелеса наречено было имя - Леонардо Вильгельм ДиКаприо.

Флер таинственности и легенд окружает его особу, вызывая недоумение коллег и журналистов. "Мы четыре месяца проработали бок о бок, и я так и не смогла подобрать ключ к разгадке его личности, - говорит Клер Дэйнс, партнерша ДиКаприо по фильму "Ромео+Джульетта". - И до сих пор я не пришла к определенному мнению - то ли он на самом деле совершенно простой по натуре человек, то ли, наоборот, невероятно сложный. Думаю, что, скорее, сложный; хотя кто его знает!" Одна из самых распространенных легенд о ДиКаприо - его "ненормальность", близкая к замаскированному "диагнозу". Так это или нет? Достоверно известно одно: детство у Леонардо ДиКаприо было не вполне обычное.

Немка Ирмелин, эффектная блондинка ("Мама родилась в конце Второй мировой войны в бомбоубежище, а в США оказалась в одиннадцать лет"), и американец Джордж ДиКаприо (актер, затем - дистрибьютор комиксов, человек одаренный и со связями, именно он позже ввел сына в круг нью-йоркской богемы) познакомились в колледже. Впоследствии переехали в Лос-Анджелес. И оказались далеко не первыми и не единственными, кому в Голливуде не удалось осуществить свои амбиции. Примерно таким же было и окружение, в котором рос Леонардо: неудачники, спившиеся, сломленные, порой опустившиеся... "Люди, окружавшие меня в детстве, зачастую были не из самых приятных, - признался однажды Леонардо в одном из интервью. - Но зато именно это и было своего рода "закалкой". На каких только типов я не насмотрелся! Знать не понаслышке и об этой стороне жизни - совсем неплохо для молодого человека". Рождение маленького Ди (так звали "кинозвезду" в нежном возрасте) не смогло скрепить этот, судя по всему, не совсем удачный союз. Когда Ди был примерно год, родители решили расстаться. Тем не менее Ди одинаково любил обоих родителей. "Мои отец и мать - самые классные родители в мире, - говорит актер. - Никому я так не доверяю, как им".

Что касается одаренности Ди, то она, равно как и его "странности", проявилась в очень раннем возрасте. Родители устроили мальчика в детскую группу учебной программы Romper Room, откуда трехлетнего Ди чуть не исключили за его "поведение, не поддающееся никакому контролю". Другим не весьма похвальным свойством было умение имитировать и передразнивать всех и все, что попадалось на глаза. Именно тогда, по его собственному признанию, и возникло у Ди желание стать киноартистом. "Я хотел стать "крутым" парнем, и чтобы все девчонки знали, какой я". Это совпало с решением родителей отдать ребенка в лапы друзей-киношников: уж там-то его неуемная энергия найдет наконец приложение! Они не ошиблись. Леонардо (отныне его стали звать не Ди, а Лео; так и теперь зовут его коллеги и фанатки) начал свой творческий путь в возрасте одиннадцати лет с того же, с чего начинают многие в современном Голливуде, - с телесериалов. Были и кинороли: "Зубастики-З" (Джош), "Ядовитый плющ" (Гай). В 1993 году случилась его первая встреча с Маэстро. Роберт Де Ниро пригласил его в фильм "Жизнь этого парня" на роль подростка, над которым издевается отчим. "Де Ниро - человек, который установил новую "точку отсчета" в моей жизни, - вспоминает Лео. - Впервые в жизни я встретился с крупным кинематографистом. На экране я испытывал насилие с его стороны, а в жизни - внимание и поддержку". Покровительство Де Ниро резко продвинуло вперед карьеру Лео. Следующей работой двадцатилетнего ДиКаприо была роль Арни - умственно отсталого брата главного героя (его сыграл Джонни Депп) в фильме "Что гложет Гилберта Грэйпа". За эту роль ДиКаприо был номинирован на "Золотой Глобус" и "Оскар" (за лучшее исполнение роли второго плана). Награда ему присуждена не была, но эта работа заставила заговорить о молодом актере, сумевшем придать образу больного, неполноценного человека гораздо большую выразительность, чем это обычно свойственно подобным персонажам.

ДиКаприо из тех актеров, для которых проникновение во внутренний мир героя гораздо важнее, чем внешняя аранжировка. Не случайно Леонардо ДиКаприо стал получать предложения сыграть роль влюбленного. Он их отклонял под разными предлогами. После выхода на экраны "Ромео + Джульетта" и "Титаника" ДиКаприо признался: "Мне все эти истории про любовь, скажем так, не особенно интересны". В 1995 году ДиКаприо отказался от роли Робина в картине "Бэтмен навсегда". Очевидно, для людей Голливуда это был первый повод признать Лео и впрямь не вполне нормальным: в самом деле, надо быть просто больным, чтобы отказаться от мировой известности и миллионного гонорара! Но Лео и поныне не хочет сниматься ни в фантастических фильмах, ни в киносказках, не желает вносить свою лепту в развитие поп-культуры. Ему нужен высокий художественный уровень, оригинальность - вплоть до некоторого эпатажа. Поэтому он не отказался от предложения сыграть роль наркомана Джима в фильме режиссера Скотта Калверта "Дневник баскетболиста". Работа принесла ДиКаприо известность: интервью с ним появились в таких популярных журналах, как Face и Details. Известность, правда, скоро стала скандальной - после того как некий Майкл Карнил из Кентукки во всеуслышание заявил, что одна из сцен фильма (как раз с участием ДиКаприо) "вдохновила" его на убийство восьмерых учащихся...

Другим искушением ДиКаприо стала роль Артюра Рэмбо в фильме Агнешки Холланд "Полное затмение"(1996). В основу картины положена подлинная история о гомосексуальной связи поэта Поля Верлена и юного Артюра Рэмбо.

Уже на съемках Лео понял, что, кажется, далековато зашел в своем стремлении воплотить "сложный характер". Ему потребовалось сделать огромное усилие над собой, чтобы сыграть сцены гомосексуальных актов. Дэвид Тьюлис, исполнитель роли Верлена, подбадривал его: "Не комплексуй, Лео, это же игра и не более того!" - стараясь создать для Лео атмосферу раскованности, и тот с помощью старшего товарища доиграл-таки роль. Но после выхода фильма на экраны Лео понял, что такое статус известного актера, которого публика невольно отождествляет с его героями. Журналисты донимали ДиКаприо расспросами: в какой мере этот киноперсонаж отражает его собственную сексуальную ориентацию? Поклонницы ДиКаприо, раньше прочих оценившие его внешние данные, были оскорблены в лучших чувствах. А мнением публики ДиКаприо, несмотря на свои подчеркнуто эстетские взгляды, все же не склонен был пренебрегать.

Пришлось публично оправдываться. Объяснять, что кино - это кино, а жизнь - сама по себе. Пришлось предать гласности некоторые факты личной жизни, которую ДиКаприо, скрытный по натуре, всегда так тщательно оберегал. А именно: что у Лео была подруга, модель Кирстен Зэнг. Таблоиды также довели до сведения общественности информацию, что Лео якобы застигли в объятиях Деми Мур, а следы его нежных поцелуев остались на нежной коже Алисии Сильверстоун и Бриджет Холл... В ответ на это ДиКаприо лишь хохотал во все горло. Судя по всему, он, в отличие от своих киногероев, явно не спешит отдать жизнь за любовь. "Отдать жизнь за возлюбленную? Не уверен... За такими героями трудно последовать. Потому что это кино. И не надо путать меня с моими персонажами!"

В этих обстоятельствах предложение Бэза Лурманна сыграть роль Ромео для другого актера было бы настоящим спасательным кругом. Но ко всеобщему удивлению он не сразу на него согласился. "Мне неинтересно играть простых и открытых героев, - говорил он. - Это слишком просто". Но Лурманн смог переубедить его. По замыслу Лурманна, Ромео и Джульетта наших дней не обязаны иметь, как в фильме Дзеффирелли, ангельские лица. "Ромео и Джульетта эпохи MTV" - мальчик и девочка с соседней улицы, стопроцентно узнаваемые. Вот что придает вес самой истории любви, столь неуместной в век телевидения, "экстази" и пуль со смещенным центром...

ДиКаприо раскрылся с неожиданной для зрителей стороны. Никто не думал, что он, воплотивший на экране столько больных и умственно неполноценных персонажей, способен передать искреннее, глубокое и богатое чувство. И, что любопытно, гораздо более убедительно, чем признанные "герои-любовники" современного экрана...

"Ромео + Джульетта" сделали имена Леонардо ДиКаприо и Клер Дэйнс известными во всем мире. Успех был столь велик, что заслонил в сознании зрителей другую работу ДиКаприо - роль Хэнка, психически неуравновешенного подростка, в фильме "Комната Марвина", где актер сыграл своего героя именно так, как это требовалось: ощущение жалости к подростку, смешанное с чувством страха перед его выходками, соединяется с очень явственным ощущением того, что его деловитая, властная мамаша (ее играет Мэрил Стрип) - человек, в душе которого существует гораздо более сильная патология...

Немало усилий пришлось употребить и Джеймсу Кэмерону, дабы уговорить ДиКаприо сыграть роль художника Джека Доусона в фильме "Титаник". "Когда в Голливуде "закручивают" дорогостоящий проект, то с точки зрения искусства это, как правило, полная ерунда и блеф, - рассказывает ДиКаприо. - Но в конце концов я решил, что Кэмерон - большой режиссер, а в основе лежит подлинная история. Это меня всегда особенно привлекало".

Съемки "Титаника" были очень тяжелыми. Говорили о расточительстве, о выходках на площадке, о немыслимых сроках. Если Леонардо окончательно не потерял голову, то в этом он видит заслугу Кейт Уинслет. "Кейт бесподобна. К концу съемок мы срослись, как сиамские близнецы. Одна команда. Мы с ней хлебнули. Но когда нам хотелось высказать все, что накипело, мы высказывали это друг другу, чтобы не выносить на площадку. Эта взаимная поддержка помогла нам выстоять. Она совершенно замечательная. Настоящая труженица. Одна из лучших актрис сегодня, с моей точки зрения. Ну и английская кровь, конечно. Темперамент. Огонь".

Усилия героической группы были вознаграждены. 11 "Оскаров"! Правда, Леонардо не получил ничего. Видимо, в Голливуде посчитали, что ему пока достаточно кассового успеха. Слишком молод! "Этот фильм сделал меня мужчиной", - сказал ДиКаприо со сцены на премьере фильма в Токио. Зал ответил ему восторженным воем. "Они думали, что я употребил слово "мужчина" в смысле "самец". А я ведь имел в виду - "человек", - шутит Леонардо. Он очень повзрослел после этого фильма и стал, по мнению многих, выглядеть старше своих лет...

И, конечно, он продолжает сниматься. В уже вышедшем фильме Рэндалла Уоллеса "Человек в железной маске" (это, кстати, уже шестая экранизация знаменитого романа Александра Дюма) ДиКаприо исполняет сразу две роли: короля Луи-Филиппа (Людовика XIV) и его брата-близнеца, томящегося в тюрьме. В фильме Вуди Аллена "Знаменитости", где собран блистательный состав (Ким Бэсинжер, Кеннет Брана, Джуди Дэвис, Мелани Гриффит, Уайнона Райдер, Мира Сорвино, Кейт Уинслет и другие) Леонардо ДиКаприо играет небольшую комическую роль.

Что еще можно рассказать о Лео? Он говорит во сне (опасная привычка), и ему снятся цветные сны; он не ведет дневника ("Это плохо, надо бы начать"); он любит художественные поделки, но своими руками ничего пока не сотворил; он называет Леонардо да Винчи "сукиным сыном" за то, что тот изобрел ножницы, а от "Моны Лизы" его тошнит: "Сидит перед тобой, как истукан, а ты с умным видом решаешь, что же в ней такого замечательного". Он пользуется репутацией заядлого и неутомимого "тусовщика". Да, у Леонардо действительно бывают загулы, когда он (в основном после окончания очередной съемочной эпопеи) в течение недели не вылезает из ночных клубов. Но самый лучший отдых для него - в компании давних приятелей. Пользуясь любым перерывом в съемках, Лео улетает на самолете к друзьям. Или к себе домой, где проживает вместе с матерью. Ома (так на немецкий манер Лео называет свою бабушку Хелену - она, кстати, русского происхождения) обожает, когда внук подолгу живет дома, но при первой же возможности с удовольствием выбирается с "малышом Ди" на международные кинофестивали: там бабуся и внук выступают в одном жанре: "душа общества". "Бабуля эти дела обожает, - откровенничает Леонардо. - Она может гулять до утра. В ней сохранился этот дух, жажда жизни".

Несмотря на то что друзьям все чаще приходится отгонять от него фанаток (однажды толпа девчонок набросилась на актера прямо в Лувре), Лео сохраняет привычки рядового человека: не будучи ни жадным, ни бедным, он, по словам знакомых, никогда не поставит свой автомобиль на платную стоянку, если есть возможность припарковаться бесплатно. Лео в шутку говорит: "Самое приятное в положении знаменитого человека - это то, что ты можешь путешествовать по всему белу свету, причем за все заплачено... Таскать за собой своих друзей - разве плохо? Но вообще я не способен испытывать экстатическое состояние только от того, что вот-де, какой я знаменитый. Слава славе рознь. Одно дело, когда за тобой гоняются с ножом - и такая ведь бывает слава! Совсем другое дело, если люди хотят с тобой пообщаться, получить на память твою фотокарточку или автограф. Это заставляет больше задумываться над тем, что ты делаешь. Я не отшельник и не собираюсь ни от кого прятаться". Однако тем, кто желает выведать, в каких клубах Лео чаще всего бывает и с кем живет, он всегда мягко, но ощутимо дает понять, что... собственно к искусству (да и к журналистскому долгу) это не имеет отношения.

Своим родителям Лео сделал шикарные подарки в виде собственных домов. Он любит время от времени сделать эдакий красивый широкий жест. Но это не поза. Ему не свойственно ни высокомерие, ни стремление эксплуатировать свою привлекательность. (Так, на вопрос о том, не пользуется ли он, как Хью Грант, синтетической лентой для волос, чтобы его челка всегда выразительно топорщилась, Лео возмущенно отвечает: "Ничего подобного! Я с восемнадцати лет ношу такую прическу, потому что она мне показалась самой мужской".) Его партнерша в "Титанике" Кейт Уинслет говорит о нем так: "Он, возможно, один из самых красивых мужчин в мире. Но Лео вовсе не считает себя красавцем! И для меня он - просто товарищ по работе. Противный такой". Джеймс Кэмерон иного мнения: "Лео на съемках любит всех смешить. Кейт - очень серьезная девушка, но Лео заставлял ее хохотать до слез! И Кейт в него просто влюбилась: она была очарована именно его личностью, его талантом. Однако я не думаю, что Лео делал это нарочно - для того чтобы "роман работал на фильм". Он может совершенно очаровать сразу нескольких людей, ничего особенного для этого не предпринимая. Масштаб его личного воздействия очень велик".

Но, судя по всему, главная любовь ДиКаприо - его творчество. На этот алтарь он готов положить любую жертву, будь то хоть гонорар, хоть приз, хоть какие угодно усилия. "Хочется жить честно, то есть говорить миру, во что ты веришь. Все не хватало времени в себе разобраться. Сейчас возьму небольшой тайм-аут. Давно пора. Потрачу год на то, что я забыл уже, когда делал последний раз: буду путешествовать, читать книжки, тренироваться, общаться с интересными мне людьми. Тогда, может, докопаюсь до истины. Что потом? Конечно же, съемки..."